Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ

Дата: 3 октября 2023 в 11:04, Обновлено 3 октября 2023 в 11:26

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Ребенок, посещающий дошкольное учреждение с пребы­ванием в нем 10,5—12 часов, получает полноценное, сба­лансированное питание, соответствующее возрастным и физиологическим потребностям.

Основными принципами рационального питания являются:

  • соответствие энергетической ценности рациона энер­гозатратам организма;
  • удовлетворение физиологических потребностей орга­низма в основных полезных веществах в определенных ко­личествах и соотношениях;
  • соблюдение оптимального режима питания, способ­ствующего наилучшему усвоению пищи.

В дошкольном учреждении для обеспечения рациональ­ного питания создаются необходимые условия: правила кули­нарной обработки, технология изготовления пищи, разнооб­разие питания за счет широкого ассортимента продуктов.

Правильный режим питания в дошкольном учреждении предполагает:

  • обеспечение приемов пищи через каждые 3,5—4 часа строго в определенное время;
  • организация четырехразового питания в течение 12-ча­сового пребывания детей в дошкольном учреждении, трех­разового — при пребывании детей 10,5 часов.

Питание детей осуществляется на основе примерного де­сятидневного меню, утвержденного руководителем дошкольного учреждения. Меню составляется отдельно для детей от 1 года до 3-х лет и от 3-х лет до 6(7) лет. Составлением меню занимаются специалисты, которые учитывают суточный набор продуктов для каждой возраст­ной группы, объем порций, данные о химическом составе про­дуктов и др. Заявки на сырье по ассортименту и количеству осуществляются в соответствии с разработанным меню и графиками поставок продуктов в дошкольное учреждение, что позволяет повысить качество дневных рационов питания воспитанников за счет увеличения потребления основных пищевых продуктов, необходимых для полноценного физического развития детей, приблизить их выполнение к установленным нормам. Стабильная работа напрямую связана с внедрением компьютерной программы по написанию меню «Кроха».

В дошкольном учреждении созданы условия для организации диетического, коррекционного питания в соответствии с медицинскими показаниями

При составлении дневного рациона  первую очередь нужно позаботиться о наличии в нем главного строительно­го материала — белка. Источники белка животного проис­хождения — мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продук­ты. Из растительных продуктов богаты белком бобовые, некоторые крупы (гречневая, овсяная, пшенная) и хлеб.

Большую часть жиров в суточном рационе ребенка долж­ны представлять жиры животного происхождения. Они со­держатся в сливочном масле, сливках, сметане. Общее ко­личество растительных жиров (кукурузное, подсолнечное, оливковое масло) составляет не менее 15—20 % от общего количества жира в суточном меню ребенка. Рафинирован­ные источники углеводов — сахар, варенье, мед, кондитер­ские изделия — не очень полезны для ребенка. Основную часть суточной потребности ребенка в углеводах нужно удов­летворять за счет крупы, хлеба, макаронных изделий и, са­мое главное, овощей и фруктов. Последние содержат еще и важные для детского организма витамины, минеральные соли, микроэлементы. Кроме того, в овощах и фруктах есть пектины, пищевые волокна, клетчатка, которые благотворно влияют на процессы пищеварения. Масла и ароматические вещества многих фруктов способствуют выделению желудоч­ного сока и усиливают аппетит. Они полезны детям ослаб­ленным, болезненным, с пониженным аппетитом. Необходи­мо также включать в меню свежую зелень петрушки, укропа, сельдерея, а также лук и чеснок. Некоторые продукты ребе­нок может употреблять ежедневно — это молоко, масло, хлеб, сахар, овощи и фрукты, в меньшей степени — мясо.

В меню на каждый день не должны повторяться блюда, сходные по составу. Например, если в обед на первое гото­вится суп с крупой или вермишелью, то на гарнир следует приготовить овощи, а не кашу или макароны. Детям с пло­хим аппетитом прием пищи лучше начинать с салата из сы­рых овощей или кислых фруктов, которые стимулируют вы­работку желудочного сока и повышают аппетит. Овощные салаты дают в небольших количествах, но регулярно, чтобы выработать у ребенка привычку употреблять свежие овощи.

Важно правильно распределить продукты в течение суток. Ведь пища, богатая жирами и белками, дольше задержива­ется в желудке, и для ее расщепления требуется большее количество пищеварительных соков. Поэтому блюда из мяса, рыбы, яиц дают в первой половине дня. В состав ужина включают молочно-растительные блюда.

Еще одним непременным условием при составлении меню является учет требований санэпидслужбы в отноше­нии запрещенных продуктов и блюд, использование которых может быть причиной возникновения в коллективе желудоч­но-кишечных заболеваний, инфекций или пищевых отравле­ний. Кроме того, особое внимание обращается на состояние здоровья персонала, работающего на кухне в детском саду.

Процесс приема пищи не может быть полноценным без соответствующей обстановки. При неправильном подходе к процессу кормления, особенно когда малыша заставляют есть насильно или кормят с развлечениями, уговорами, у него возникает отрицательный рефлекс на любую еду.

За каждым ребенком в саду закреплено постоянное мес­то за столом, а воспитатели должны заботиться о том, чтобы ему было удобно сидеть и пользоваться столовыми прибо­рами. Каждой возрастной группе детей соответствует своя мебель. Требования к посуде: устойчивость, удобство и со­ответствие объемам порций.

 Об организации питания в учреждениях образования

(выписка из Кодекса Республики Беларусь об образовании)

Статья 40. Обеспечение питанием

1. Учреждения образования (иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, при реализации ими образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интел­лектуальной недостаточностью) создают необходимые условия для организации питания обучающихся.

2. Организация питания обучающихся осуществляется в соответ­ствии с законодательством юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на оказании услуг обще­ственного питания, иными организациями, имеющими в своем составе соответствующие структурные подразделения, либо учреждениями образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

3. Питание организуется в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов по установленным нормам питания и денежным нормам расходов на питание для соответствующих категорий обучающихся. При необходимости организуется диетическое (щадящее) питание. Нормы питания, денежные нормы расходов на питание утверждаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

4. Обучающиеся обеспечиваются питанием за счет собственных средств, средств законных представителей несовершеннолетних обучающихся, средств республиканского и (или) местных бюджетов, иных источников в соответствии с законодательством.

5. Положение об организации питания обучающихся, обеспечении питанием обучающихся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, размер и порядок взимания платы за питание утверждаются Правительством Республики Беларусь.

Памятка для родителей по организации питания ребёнка дошкольного возраста

    Приорганизации питания ребенка дошкольного возраста следует учитывать следующее:

  • не допускайте, чтобы ребенок переедал или же испытывал чувство голода;

  • можно предлагать ребенку пить натощак воду комнатной  температуры (несколько маленьких глотков);

  • научитесь правильно дозировать количество каждого блюда;

  • если ребенок проголодается между завтраком и обедом, желательно предлагать ему сухофрукты, сырые овощи, фрукты, сухарики, галетное печенье, сок с мякотью, фруктовое пюре, кефир, но несладкий чай, булочки, сладкое печенье, бутерброды, конфеты, варенье,

  • если ребенок хочет пить, лучше всего утоляет жажду минеральная вода, отвар шиповника, настои  из листьев смородины, земляники, хлебный квас, но не: компоты, кисели, сладкие напитки;

  • не заставляйте малыша есть через силу. Если вашим детям объяснения не помогают, понаблюдайте за ними, поищите причину (плохое настроение, плохое самочувствие, озабоченность своими проблемами, незнакомое блюдо, нелюбимый продукт, высказанное то отрицательное мнение о еде и т.д.) 

  • не следует наказывать ребенка, лишая его любимой пищи.

  • Помните! Дети очень внимательны, они все видят и слышат. Следите за своими репликами о пище. О пище можно говорить только хорошо. Во время еды все должно быть сосредоточено на этом процессе, для ребенка это довольно - таки сложное дело, не забывайте хвалить детей за аккуратность, неторопливость, культурные навыки. Фиксируйте во время еды внимание ребенка на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья).

  • Очень важно помнить, что:

  • каждое блюдо должно быть красиво оформлено и подано ребенку с акцентом на том, что это именно для него;

  • каждый прием пищи должен начинаться с овощей, лучше сырых, крупно нарезанных, если салатов, то свежеприготовленных;

  • почти в каждом блюде можно найти любимый малышом продукт. Необходимо обратить на него внимание ребенка, это поможет развить аппетит;

  • лучший способ приготовления еды - на пару, в духовом шкафу; в собственном соку, с небольшим количеством жира. Это поможет максимально сохранить биологическую ценность продукта; принесет больше пользы организму, предохранит от кариеса, пародонтоза, колита, дисбактериоза и др.;

  •  пища для ребенка-дошкольника должна быть не протертая, а в натуральном виде;

  • внешний вид помещения, свежесть воздуха, красивая сервировка стола, спокойная атмосфера - все это помощники хорошего аппетита.               

Консультация для родителей

«Здоровое питание -  здоровый ребёнок»

         Общеизвестный факт, чтобы питание приносило пользу, оно должно быть сбалансированным, здоровым и съеденным с удовольствием! Когда дело касается детей, здоровая пища - вопрос особенно острый. Все родители знают о пользе и вреде продуктов, аллергических реакциях, но не каждая мама действительно ответственно выбирает продукты для ребенка.

    В нашем государстве очень строгий подход к организации питания в  учреждениях дошкольного образования . Для него установлены соответствующие нормы. Приходя в детский сад, каждый родитель может увидеть меню и нормы питания, а о вкусовых качествах лучше спросить у детей. Конечно, не все блюда нравятся. Про кашу, кисель (и мало ли что еще) ребенок, может сказать «фу». Это понятно, невозможно удовлетворить все пристрастия детей. Много зависит, как питается ребенок в семье. Кормят ли его с ложки или балуют любимыми шоколадками вместо полноценной пищи. Все реже увидишь маму, купившую кефир, ряженку для своего ребенка - зачем, когда есть йогурт и т.д. И тем более мам, которые сварили бы компот из сухофруктов - зачем, когда есть соки, фанты и кока - колы.

    А когда приходит ребенок в детский сад, начинаются проблемы - я такой компот не пью, такую рыбу не ем, котлеты не люблю. А сосиску я буду!

   А учреждения дошкольного образования, в свою очередь, хотят обеспечить ребенка полноценным питанием - натуральным, правильным. Поэтому в рационе у детей есть и творог, и рыба, и мясо, и капуста, и  просто кефир.

    Подавая детям блюда на стол, мы стараемся рассказать о пользе этого продукта. Чаще всего дети, глядя друг на друга, с удовольствием едят суп, запеканки и омлеты. Вспомните детство - такие суфле и запеканки не всегда дома приготовят.

  Ребёнок должен получать достаточное количество питательных веществ, которые обеспечат его потребности в энергии и основных компонентах (белки, жиры, углеводы, минералы, микроэлементы, витамин. Пища должна быть разнообразной, сбалансированной и содержать необходимое соотношение компонентов питания.

   Питание должно опережающее сопровождать все процессы роста и развития организма ребёнка, другими словами, подрастая, ребёнок не должен испытывать нехватку пищи и питательных веществ.

    Меню в учреждениях дошкольного образования по установленным нормам имеет тщательно просчитанную энергетическую ценность. Например, дневная норма для: ребенка младше трех лет составляет 1540 ккал, а старше трех лет - 1970: ккал. Именно, исходя из этих цифр, и подбирается меню в детском саду. Первым делом в учреждении образования ваш малыш получит завтрак - иногда это молочная каша, бутерброд со сливочным маслом и сыром, чай или какао. Обед - самая важная трапеза, которая состоит из полноценного первого, второго с гарниром, салата из овощей, ну и, конечно, сок или компот в качестве третьего. После сна детки обычно полдничают - чаще всего на полдник в саду дают блюда из творога или блины, фрукты и чай. В каждом дошкольном учреждении детей кормят полноценно и качественно. Важно отметить одно из правил, согласно которому детей не могут кормить одним и тем же блюдом чаще, чем один раз в десять дней. Вот почему рацион детей в детском саду довольно разнообразен.
   Организация питания в учреждении дошкольного образования должна сочетаться с правильным питанием ребёнка в семье. Нужно стремиться. Чтобы домашнее питание дополняло рацион дошкольного учреждения. С этой целью родители должны знакомиться с меню, ежедневно вывешиваемое в группах. Поэтому на ужин лучше предлагать те продукты и блюда, которые ребёнок не получал в учреждении, а в выходные и праздники его рацион лучше приблизить к учреждению дошкольного образования.

   Помните! Дети очень внимательны, они все видят и слышат. Следите за своими репликами о пище. О пище можно говорить только хорошо. Во время еды все должно быть сосредоточено на этом процессе, для ребенка это довольно - таки сложное дело.

Приятного аппетита!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.